К обсуждению гибели летчика Романа Филипова. Всякий раз, когда оказывается, что в каком-то мировом гнойнике сгинул кто-то, кто решился там работать по доброй воле, замечательное общественное мнение с умным видом изрекает: "Знал, на что идет". С таким, значит, оттенком, что раз знал, то и помер Максим, и хрен с ним. Хотелось бы отметить на эту тему вот что. Если человек знает, на что идет, это-то как раз и придает его поступкам вес. Удивительно, что это рассматривается как какое-то обесценивание. В действительности, чего стоит жертва, принесенная бессознательно? Да, безусловно, жертва стихийного бедствия, мора, глада, войны, достойна сочувствия просто по факту случившегося. Однако человек, решивший соприкоснуться с бездной по доброй воле, это не просто страдалец. Не говорю лучше или хуже, это другая категория. Спасатели МЧС, врачи, спецназовцы, пожарные, волонтеры - все они, по идее, понимают, на какой риск идут. Любой из них, безусловно, может сгинуть в любой момент, часто - невероятно мучительно. И именно это осознание их и возвышает. Трудно представить, как прокомментировали бы наши мудрые циники Новый Завет, там главный герой вообще тридцать с гаком лет непрерывно готовится к тому, чтобы мучительно умереть насильственной смертью - и, что характерно, заранее в подробностях знает, на что идет. А у наших мудрых циников оказывается, что идеал, единственно достойный сочувствия - это какой-то Ванька-дурак, на которого с ясного неба упал кирпич. Это, видимо, тяжкое наследие ХХ века, когда эпоха кучу народу ни за понюх раздавила. Но вообще-то это глубоко неправильно. Если есть смысл говорить о людях не как о жертвах, но как о движущей силе истории, то это именно люди, которые знают, на что идут.
И отдельно - о мудро изрекаемом "он воевал за бабки". Вот это "за бабки" применительно к нашим военным так часто произносится, что невольно приходишь к одному выводу. Нашим людям надо, чтобы в армии служили голыми и за еду, а общественность могла бы трогательно жалеть тонкошеих "солдатиков" и мужественно скорбеть под водку по поводу нищих офицеров. Тогда наше общество окажется в зоне комфорта. А чтоб солдат получал деньги! Да еще и хорошие!! Да еще и за то что он воюет!!! Никак нельзя, грех большой.
Солдат, воюющий за страну, солдат, проталкивающий интересы государства вооруженной рукой, достоин уважения и памяти. Он должен получать хорошие деньги - и то, что ему платят лучше, чем среднему клерку - это глубоко справедливо. Он должен быть оплакан и увековечен, если погиб. Это все не про идеологию. Это все части элементарного здравомыслия при жизни в коллективе, потому что сейчас он в Сирии воюет, но от угрозы, которая стучит прям в вашу дверь (а история террора в современной России показывает, что в вашу дверь могут постучаться совершенно неожиданно, и жизнь в глубокой провинции не спасет - подорвать могут и аэропорт в Москве, и метро в Питере, и троллейбус в Волгограде), так вот, от такой угрозы тебя тоже не будут защищать мудрые мамкины циники. Оные циники будут сидеть на единственном своем рабочем органе, он же мыслительный, и стонать "Ну где же наша армия/полиция/МЧС/волшебник в сраном голубом вертолете". А защищать обывателей будут вот эти военлёты, пузатые менты, тощие эмчеэсовцы, мотострелковые майоры с чугунными рожами и альфовские лейтенанты, чьих рож вообще под маской не видать. Это все очень непрогрессивно, и ващще пис, браза, миру мир, войне пипиську, но реальность состоит в том, что с некоторыми людьми нельзя договориться о правилах жизни на одной планете. Их можно только поубивать. И лучше, когда люди, способные это делать в промышленном масштабе, у нас есть.
ДОВЕСОК: В комментариях стон: "Ах, так можно начать и наемников из ЧВК Вагнера прославлять". Так вот, да. Можно. И нужно. Вагнеровцы - орлы. Что не исключает наличия в рядах и отбитых психов, но в целом - орлы. Кому не нравятся - идут лесом, густым сибирским лесом. Человек, воюющий за государство, должен получать купюры в таком количестве, чтобы не думать о том, чего пожрать и где жить. Нытиков - в каждом паблике пучок, а людей, готовых вваливать бородатым с автоматом в руках - мало, их ценить надо.